Чугунный триумф
28 апреля 1900 года открытие всемирной парижской художественно-промышленной выставки. В ней участвуют мастера Кыштымского горного округа, представляя изделия Каслинского завода российского Урала.
Многолюдный сверкающий Париж поразил каслинцев широтой и размахом выставки, вошедшей в историю как «выставка века». Около полусотни выставочных комплексов были заполнены разнообразными диковинами из многих стран мира.
Успех уральских мастеров превзошел все ожидания. С утра и до вечера, с первого и до последнего дня работы выставки возле павильона кружился многоязычный поток нарядных посетителей, восхищенно, а порой недоверчиво и пристрастно, изучающих «уральское чудо» и его «начинку». Павильон стал сенсацией всемирной выставки.
Не случайно продукции заводов Кыштымского горного округа была присуждена высшая награда по 65 разделу (металлические изделия) – хрустальный гран при и большая золотая медаль. Высшая награда сопровождалась восторженными откликами прессы. Усилия талантливых мастеров были не напрасны, посетители увидели в каслинском павильоне целую энциклопедию чугунного художественного литья.
Ажурная громада павильона напоминала сказочный дворец, стены которого, словно сотканы из причудливых узоров чугунных кружев, замысловатых рельефов. Изображения фантастических драконов и мудрых сов, зорких соколов и хищных зверей, сказочных «дурман – цветов» и вещих птиц, необыкновенных рыб с хвостом – цветком и быстрых кораблей, будоражили воображение.
Три парадно оформленных входа манили в мир художественной скульптуры: павильон был насыщен всевозможными статуэтками, полочками, подсвечниками, пепельницами и прочими изделиями Каслинского завода. Выставленные внутри и вокруг павильона, они еще больше усиливали впечатление, производимое разнообразием и совершенством выделки чугуна.
Как и на предыдущих выставках, в павильоне заключались торговые сделки, покупателям предлагали иллюстрированные каталоги художественного литья на русском и французском языках. Любой посетитель мог подержать в руках легкий тонкостенный чугунок или ажурную вазу, изящную статуэтку или чугунную линейку, которая сгибалась в кольцо, литой портсигар с тончайшим рельефом и цепочку для карманных часов весом всего 25 граммов, такие часы продавались в Париже по цене равных им по весу серебряных изделий.
Трудно было поверить, что все это отлито из чугуна. Каждый покупатель на память о посещении экспозиции Кыштымских заводов получал в подарок ювелирной работы брелок из чугуна: рыбку, кабана, собачку, бычка, крысу, якорь, скрещенные молоточки и другие на выбор.
Не меньший интерес вызывали и сами уральские мастера – широкоплечие бородачи в прямых картузах, длинных черных кафтанах и брюках, заправленных в сапоги. В париже все каслинские мастера получили в награду за свое искусство именные серебряные часы.
Среди многочисленных высоких гостей Каслинский павильон посетил и президент Франции Эмиль лубе. Он выразил желание приобрести павильон для республики за баснословную по тем временам цену – 2 миллиона рублей, вместе со всей коллекцией Каслинского художественного литья. Управляющий Кыштымскими заводами П.М.Карпинский передал согласие владельцев продать все, кроме скульптуры «Россия», стоявшей у входа и символизировавшей собой русскую державу. Торг был долгим, а ответ один: «Россия не продается!». Тогда, уязвленный президент позволил себе усомниться в прекрасном качестве Каслинского литья и, указав пальцем на ажурное, тончайшей работы чугунное блюдо, заметил: «если такая красота упадет случайно на пол, то обязательно разобьется». Мастер, стоявший рядом, не сробел – бросил тарелку ребром об пол, покатилась она, подпрыгнула, но не разбилась. Крепка оказалась заводская марка. Ахнула свита, изумился президент и набавил цену, но сделка не состоялась.
Когда погасли огни парижской выставки, павильон разобрали и отправили обратно на Урал, в Касли. Многие годы ящики так и не распаковывались – вплоть до конца гражданской войны они пролежали в подвале дома управляющего заводом.
Каслинский чугунный павильон – вершина литейного искусства уральских литейщиков. Он убедительно показал огромные возможности художественного литья из чугуна и необыкновенную одаренность русских скульпторов и архитекторов, уральских литейщиков и чеканщиков – всех, кто принимал участие в его создании. Павильон вошел в историю декоративно – прикладного искусства России.
День открытия выставки стал официальной датой рождения русского чуда, зарегистрированного ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
С 1958 года павильон экспонировался в свердловской картинной галерее, а с 1986 года находится в постоянной экспозиции екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Одним из важных направлений деятельности нашего чугунолитейного производства является чугунное литье под заказ.
Мы изготавливаем чугунные камины, чугунные парковые скамьи, чугунные ограждения, лестницы и многое другое. Наши специалисты всегда с радостью и особым внимание к деталям воплотят в жизнь ваши идеи.
02.09.2016